Контейнерные перевозки - универсальный способ международных грузоперевозок. Контейнеры обычно используют, чтобы доставить груз по морю, железной дороге, воздуху.
Автомобиль (он же контейнеровоз) в логистической цепочке служит как:
- часть доставки - привозит груз в порт или на ж/д станцию или оттуда прямо в конечный пункт.
- доставка полностью - международные контейнерные грузоперевозки только автомобилем «от двери к двери».
Доставка груза полностью автомобилем сегодня широко распространена. Например, в СНГ такой способ перевозки грузов позволяет доставлять товары безопасно и надёжно даже в отдаленные регионы, где нет железнодорожного сообщения и качественных дорог. К тому же современные контейнеры позволяют перевозить какие угодно грузы: опасные, скоропортящиеся, тяжеловесные, насыпные, наливные и т.п.
Зачем нужны контейнеры для перевозки грузов?
Сегодня контейнеры используют не только для морских грузоперевозок: существуют специальные контейнеры для авиаперевозки, для железнодорожной перевозки и всё чаще их применяют в автомобильных перевозках. Контейнеры существенно сокращают время погрузки и разгрузки, экономят деньги и в целом оптимизируют процесс доставки грузов.
Каждый контейнер для грузоперевозок отвечает основным требованиям (международный стандарт ISO 830-1981):
- должен иметь специальную конструкцию, позволяющую удобную перевозку грузов любым видом транспорта: морским, железнодорожным, автомобильным (исключение - контейнеры для воздушных перевозок);
- должен быть снабжён приспособлениями для быстрой перегрузки с одного вида транспорта на другой;
- должен быть изготовлен так, чтобы его было легко загружать и разгружать;
- должен иметь внутренний объем не менее 1м³ (кубический метр).
Виды контейнеров для перевозки грузов
По назначению:
- универсальные - для самых разных видов груза,
- специализированные - для грузов, с особыми условиями перевозки.
- GP (General Purpose) - контейнер общего назначения без вентиляции. Встречается также обозначение DC (Dry Container).
- VC (Ventilated Container) - контейнер общего назначения с вентиляцией для перевозки грузов, которым необходим постоянный доступ воздуха.
- HC (High Cube) - контейнер общего назначения, который на один фут выше стандартного (встречается также аббревиатура HQ). Например, код 40'HC контейнера означает, что этот контейнер имеет такие же длину и ширину, что и стандартный 40-футовый, но по высоте он на один фут больше.
- PW (Pallet Wide) - увеличенный по ширине контейнер общего значения. Стандартная ширина контейнера 2 438 мм, а ширина контейнера под кодом PW 2 500 мм. Это позволяет поставить две европаллеты рядом.
- HTC (Heavy Tested Container) - 20-футовый стальной усиленный контейнер, предназначен для тяжеловесных грузов.
- OT (Open Top) и HT (Hard Top) -контейнеры с открытым верхом. ОТ имеет брезентовую открывающуюся крышу, НТ имеет открывающийся металлический верх. Предназначены для грузов, которые легче загружать сверху или для грузов, которые по высоте выходят за пределы контейнера.
- RE/RT/RS (Reefer Container) - контейнер с системой искусственного охлаждения. В таких контейнерах-рефрижераторах перевозят продукты питания, цветы, минеральную воду, газированные напитки, некоторые химические вещества, медикаменты и прочие грузы, которым необходимо постоянно поддерживать низкую температуру.
- HI/HR - контейнеры с теплоизолированными стенами, дверями, крышей и полом. Такие изотермические контейнеры ограничивают теплообмен содержимого с внешней средой. Предназначены для грузов, которым необходимо поддерживать определённую постоянную температуру.
- BU/BK (Bulk Container) - пылеводонепроницаемый, полностью закрытый контейнер. В нём перевозят насыпные грузы, под давлением и без.
- PL/PF/PC/PS (Platform) или чаще FR (Flat Rack). - контейнер-платформы, у которого нет крыши и боковых стенок. Бывают складные, с фиксированными или откидывающимися торцовыми стенками. Предназначены для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.
- TN/TD/TG (Tank Container) - контейнер-танк (цистерна), разработан для перевозки газов и жидкостей.
- SN (Special) - контейнер специального назначения. Разные его виды используют для перевозки живой рыбы, скота, автомобилей.
Размеры контейнеров для перевозки грузов
Классификация контейнеров в СНГ строится по массе:
- малотоннажные - от 2,5 до 5 тонн,
- среднетоннажные - от 5 до 10 тонн,
- крупнотоннажные - от 10 тонн.
В мировом обычае классификация строится по длине в футах: выделяют 10/20/30/40 и 45-футовые контейнеры.
В то же время классификация по длине в футах понятна и в СНГ. Все контейнеры имеют стандартные размеры, независимо от того, в какой точке земли их используют. Это логично и помогает избежать проблем с международной перевозкой: контейнер, доставленный морем из одной страны спокойно станет на автомобиль, произведенный в другой стране, а количество груза в контейнере будет заранее установлено стандартом вместимости.
Каждый вид контейнера имеет свой буквенно-цифровой код (по международному стандарту ISO 668:2013). Этот код свидетельствует о длине и высоте контейнера. Ширина у всех контейнеров одинаковая - 2 438 мм (кроме тех, что имеют отметку PW или Pallet Wide, увеличенный по ширине).
Грузовые контейнеры серии 1 - самые распространенные в международных транспортных перевозках и их чаще всего используют в автомобильных грузоперевозках. Это 20 и 40-футовые контейнеры общего назначения.
40-футовые грузовые контейнеры серии 1:
1A - низкий контейнер.
Внешние размеры -12 192 х 2 438 х 2 438 мм.
Минимальные внутренние размеры - 11 998 х 2 197 х 2 330 мм.
Масса брутто 30 480 кг. Максимальная масса груза - 26 780 кг.
Грузовместимость - 62,4 м3.
1AA — стандартный контейнер.
Внешние размеры - 12 192 х 2 591 х 2 438 мм.
Минимальные внутренние размеры - 11 998 х 2 350 х 2 330 мм.
Масса брутто - 30 480 кг.
Максимальная масса груза - 26 580 кг.
Грузовместимость - 66,6 м³.
1AAA — контейнер HC (High Cube).
Внешние размеры - 12 192 х 2 896 х 2 438 мм.
Минимальные внутренние размеры - 11 998 х 2 655 х 2 330 мм.
Масса брутто - 30 480 кг.
Максимальная масса груза - 26 330 кг.
Грузовместимость - 72 м³.
20-футовые грузовые контейнеры серии 1:
1C — низкий контейнер.
Внешние размеры - 6 058 х 2 438 х 2 438 мм.
Минимальные внутренние размеры - 5 867 х 2 197 х 2 330 мм.
Масса брутто - 30 480 кг.
Максимальная масса груза - 28 400 кг.
Грузовместимость - 30,6 м³.
1CC — стандартный контейнер.
Внешние размеры - 6 058 х 2 591 х 2 438 мм.
Минимальные внутренние размеры - 5 867 х 2 350 х 2 330 мм.
Масса брутто — 30 480 кг. Максимальная масса груза - 28 230 кг.
Грузовместимость - 32,7 м³.
Преимущества автоперевозки грузов в контейнере
Транспортировка автомобилем - важная часть логистической цепочки международных грузоперевозок. Главный инструмент в этой части - контейнеровоз.
Он доставляет и забирает контейнеры, в порту или на железнодорожной станции. Контейнеры необходимы при морских, авиа и железнодорожных грузоперевозках: они заметно экономят время, деньги и силы. Если бы товары грузили не в контейнерах, а по каждой отдельной коробке, то тогда бы сроки доставки невообразимо растянулись.
Но зачем же использовать контейнеры в прямых автомобильных грузоперевозках? От пункта до пункта автомобиль едет без перегрузки, загрузка контейнера занимает столько же времени, сколько и загрузка кузова/полуприцепа грузовика, а видов кузовов и прицепов столько же, сколько и видов контейнеров?
Во что дают контейнерные перевозки автомобильным транспортом:
-
Надежная защита груза от повреждений. Дальние расстояния - это множество различных дорог и не все дороги оказываются качественными. К сожалению, встряска на неровностях часто приводит к порче товара. Контейнеры, особенно полностью загруженные, оснащены специальными креплениями и прочими приспособлениями, которые фиксируют груз, сохраняют его от последствий подскакиваний и не позволяют разбросать товар. Также при возможной аварии товар останется в прочном контейнере и здесь значительно снижается риск повреждения.
-
Охрана груза от кражи. Проблема кражи грузов в пути весьма актуальна, тем более при перевозке товаров на длинные расстояния. Контейнер, в отличие от тента, нельзя порезать и можно опечатать замки на время пути.
-
Быстрая доставка и выгодная цена. Контейнер готовят к погрузке заранее, автомобиль приезжает и забирает уже готовый контейнер, а в точке назначения этот контейнер просто разгружают с него. Разгрузку и погрузку проводят в отсутствии автомобиля-контейнеровоза. В этом случае, машина не простаивает возле склада, а значит перевозчик может использовать свой транспорт рационально, а покупатель может не переплачивать за дополнительную работу автомобиля.
Ограничения автоперевозки грузов в контейнере
Их только два:
-
Жёсткий объем груза.
Да, не обязательно грузить 20 или 40-футовый контейнер, можно использовать контейнер с меньшей вместимостью (на 3 или 5 тонн). Но для таких контейнеров нет специальных контейнеровозов.
2. Невыгодно на короткие расстояния.
При перевозке груза между не слишком отдалёнными точками использование контейнера, скорее всего, не окупит себя.
Стоимость доставки
Стоимость обычно зависит от:
- расстояния,
- массы,
- объёма,
- габаритов и типов груза.
Но контейнерные грузоперевозки автомобильным транспортом будут дешевле, чем обычная комплектная перевозка. Один и тот же товар на одно и то же расстояние в контейнере можно доставить выгоднее, ведь автомобиль не простаивает во время загрузки и разгрузки.
Так когда нужен контейнер для автомобильной перевозки груза?
Контейнерные перевозки автомобильным транспортом — наиболее удобный и экономически выгодный способ перевозки грузов на дальние расстояния. Особенно актуален для доставки в отдаленные регионы СНГ, где нет железнодорожного сообщения.